Блок-н-ролл: блокчейн и музыкальная индустрия
08 Июля 2019 12:34, UTC Александр БВ В этой статье мы расскажем о том, как музыкальная индустрия развивается в эпоху цифровой экономики: о трудностях музыкантов и издателей; о связи справедливости, авторских прав и интернета; о судебных исках, конфликтах, победах и... об интересах слушателей – учитывает ли их кто-нибудь вообще. Comfortably Numb До наступления эры цифровых устройств и широкополосных каналов передачи данных музыкальная промышленность пребывала в приятном онемении. Музыканты получали гонорары от продюсерских компаний и издателей, которые зарабатывали на продаже пластинок и билетов на концерты. Становление новой звезды было процессом стандартным и почти техническим. Продюсеры и менеджеры находили талантливого музыканта, вкладывали деньги в его подготовку к встрече с массовым слушателем, тщательно работали над имиджем и репертуаром, хорошо рекламировали, а после получали законные прибыли, возвращая вложения и преумножая их. Для тех музыкантов, которые не вписывались в стандарты звукозаписывающих организаций и продюсерских компаний, существовала отдельная ниша – андеграунд. Здесь можно было щеголять нетипичностью, нешаблонностью, оригинальностью и вызовом «системе». Такая подача своего творчества часто оправдывала себя – запрос на бунт и эпатаж всегда присутствует у части слушателей. Самые успешные из бунтарей в итоге все равно оказывались под крылом гигантов шоу-бизнеса и включались в процесс получения прибыли. Паровоз музыкальной индустрии катился по рельсам хорошо отлаженных и до цента просчитанных бизнес-процессов. Появление записывающих музыкальных проигрывателей – магнитофонов на магнитной ленте – не принесло особого беспокойства в ряды воротил шоу-бизнеса. Перезапись кассет и бобин – дело хлопотное, долгое, а качество копии, как правило, было значительно хуже оригинала. Кроме того, долговечность пленок оставляет желать лучшего – со временем магнитный слой осыпается, лента мнется и рвется – индустрия не почувствовала никакой угрозы. Угроза в возможности для слушателей самостоятельно копировать и распространять понравившиеся музыкальные треки появилась чуть позже, и имя ей было CD. Firestarter Изобретение холодных лазеров ученым из Советского Союза Валентином Фабрикантом в 1939 году было развито учеными Прохоровым, Басовым и Таунсоном, за что они получили Нобелевскую премию в 1964 году. В 70-х годах ХХ века появились первые опытные образцы проигрывателей, считывающих данные с дисков при помощи лазерного луча. В 1982 году корпорации Philips и Sony начали коммерческие продажи CD-техники. Мир начал присматриваться к компакт-дискам. Первые CD были предназначены для музыки. По красивой легенде, один из боссов Sony настоял на том, что компакт-диск должен вмещать Девятую симфонию Бетховена. По не очень красивой легенде, у корпорации Philips уже были готовы мощности для производства компакт-дисков диаметром 115 мм, а Sony, не желая допустить превосходства своего конкурента с самого старта распространения нового формата, настояла на принятии в качестве стандарта CD размером 120 мм, который и позволял записать ровно 74 минуты аудиозаписей. И такова была длительность Девятой симфонии в одном из исполнений. Дальнейшие события складывались, как пазлы в единую картину. Появились первые музыкальные альбомы, распространявшиеся на оптических дисках, параллельно развивались компьютеры и зарождался интернет. Кроме музыки, формат CD позволял использовать диски для записи обычных данных: до 650 Мб в самом начале и до 800 Мб позже. В комплектациях персональных компьютеров возникли приводы CD-ROM, с помощью которых можно было как прослушивать музыку, так и считывать данные. Исследователи общества Фраунгофера разработали формат MPEG 1 (2, 2,5) Layer 3, музыканты группы Metallica после своих лучших в карьере альбомов «And justice for all» и «Black album» вдруг ощутили себя богами с Олимпа, карающими и милующими своих приверженцев... Video Killed The Radio Star Еще совсем немного – и придет время для блокчейна, но пока стоит подробнее разобраться с тем, что происходило в мире музыки в 90-х годах ХХ века и нулевых годах XXI века – это важно для понимания нынешней ситуации. Цифровая эпоха вступила в свои права. Мощность компьютеров росла согласно закону Мура, интернет распространялся, прикладные программы и веб-сервисы становились все разнообразнее. Для многих пользователей оказалось очень удобным способом хранения и прослушивания музыкальных записей, копирование их и запись на различные носители: на другие оптические диски, на жесткие диски компьютеров, на музыкальные плееры. Вовремя спохватившиеся издатели стали встраивать в CD и аудиотехнику системы, препятствующие копированию. Однако на каждую новую хитроумную защиту находился не менее умный хакер, взламывающий ее и тем самым открывающий возможность покупателю распоряжаться купленным товаром снова. Представители музыкальной индустрии заговорили о том, что MP3 и файлообменные сети убивают их бизнес. Продавцы музыки (а также фильмов и других продуктов, распространяющихся в «цифре») осознали: нужно запретить клиентам распоряжаться купленными товарами. Необходимо ввести новые формы владения: когда покупатель вроде бы и приобрел продукт, но сделать что-либо с ним (кроме оговоренных действий) по своему желанию не имеет права. Флаг борьбы с пиратством и воровством был поднят, топор войны выкопан, пользователь, копирующий музыкальный альбом с компакт-диска на жесткий диск, был объявлен гангстером. В этот момент и возникли пострадавшие: Metallica и Dr.Dre своими исками к файлообменному ресурсу Napster и, что характерно, к пользователям, скачавшим их треки, запустили маховик войны на полную. Napster не выстоял, другие подобные сервисы закрылись следом, торрент-сервисы отныне оказались за красной чертой, наступила полная победа добра над здравым смыслом. It's No Good Ситуацию спасли сервисы доступа к музыке по подписке. Самые известные из них, пожалуй, это iTunes (ныне Apple Music) и Spotify. Вдруг, оказалось, что слушателям гораздо удобнее покупать выбранные ими записи выборочно или получать доступ ко множеству треков, заплатив, например, ежемесячную абонентскую плату. Разговоры о ворах, копированием записей обкрадывающих бедных представителей музыкальной индустрии, отошли на второй план. В iTunes, например, к концу 2008 года был деактивирован механизм защиты от копирования, до этого встроенный в сервис, – он потерял смысл, ибо выяснилось, что клиентам нужно другое. Гораздо важнее копирования и распространения оказалась возможность получать самый разнообразный контент за разумную плату. Fight For Your Right Можно было бы подумать, что теперь все в музыкальной индустрии наладилось: споры, иски, гонения, давление и сопротивление ему стали неактуальны. Однако нет – маятник качнулся в другую сторону: теперь музыканты все чаще высказываются против стриминговых сервисов, обвиняя их в крайне низких отчислениях за свои, прослушанные пользователями, композиции. По данным Statista, в 2018 году стриминговые сервисы ежемесячно обслуживали около 250 млн пользователей из США. По ранее обнародованным данным, большую часть прибыли, получаемой этими сервисами, забирают гиганты индустрии – владельцы прав на музыкальные произведения. Широкую огласку получил демарш Taylor Swift, расставшейся со Spotify и удалившей свои треки из каталога этого сервиса. Приводились, например, и такие данные: за 46,3 млн прослушиваний ее песни, вознаграждение составило 390 000 долларов. По подсчетам CNBC, за 1 млн прослушиваний, артист получает 7000 долларов от Spotify и 1650 долларов от Pandora. Очевидно, что если самые популярные музыканты довольствуются не самыми крупными суммами вознаграждения за свои хиты, то начинающим артистам, еще не имеющим большой армии поклонников, достаются сущие копейки. В этой части статьи и истории музыкальной индустрии и появляются блокчейн и сервисы, его использующие. 04.09.2018 | Прогнозы Цифровой Спилберг. Уже скоро Появляются со всеми своими достоинствами: надежными и прозрачными механизмами регистрации авторского права, разнообразными смарт-контрактами и небольшим порогом вхождения для любых желающих. И, увы, с недостатками, о которых будет рассказано в конце статьи. My Way Choon. Сервис, созданный на базе Ethereum. Его назначение – «решение фундаментальных проблем музыкальной индустрии», как сказано в разделе About сайта. Choon – это стриминговый сервис, который функционирует при помощи смарт-контрактов. Музыканты, разместившие в нем свои композиции, получают выплаты, составляющие 80% от дохода, получаемого от трансляций. Resonate. Сервис, в котором пользователи платят за прослушивание трека: меньше – при знакомстве с произведением, полную цену – при повторном воспроизведении понравившейся песни. Музыкантам выплачивается вознаграждение в размере 0,006 доллара за композицию. Калькулятор на сайте показывает, что за 500 000 проигрываний трека прибыль исполнителя составит 7630 долларов. UJO. Этот проект также работает на платформе Ethereum и функционирует благодаря системе смарт-контрактов. База музыкальных композиций и прав владения на них записана в блокчейне. Каждый музыкант, разместив свои произведения, имеет возможность регулировать их распространение. Оплата пользователями композиций возможна исключительно эфиром, вознаграждения музыкантам тоже производятся криптовалютой Ethereum. Сервис работает при помощи одного из браузеров: Brave, Chrome, Firefox с установленным плагином – криптовалютным кошельком Metamask. Musicoin. Это блокчейн-платформа, которая выпустила собственные токены MUSIC – они используются для оплаты музыкантом своих прав владения композицией, которую он размещает в системе и для последующей выплаты ему вознаграждения за каждое прослушивание. Платформа не получает комиссионных вознаграждений, 100% прибыли получает автор трека. BitSong. Эта цифровая децентрализованная стриминговая платформа, которая делит прибыль между музыкантом и его слушателем. Токен проекта $BTSG предназначен для начисления вознаграждения за прослушивание пользователем рекламы, которую автор композиции может разместить вместе с треком, и для поддержки независимых музыкантов по желанию слушателей. Are You Ready 20.09.2018 | Инновации Как блокчейн поможет музыкантам зарабатывать Использование технологии блокчейн для «исправления фундаментальных проблем музыкальной отрасли», безусловно, замечательное начинание. Гарантия авторских прав музыкантов и честного использования их произведений может быть воплощена в распределенном реестре практически безупречно. Однако проблемы и недостатки этого решения очень похожи на те, с которыми сталкиваются энтузиасты децентрализованных технологий в большинстве других отраслей. При всех выгодах – этических и финансовых – для того чтобы сервисы, описанные в этой статье, получили шанс на широкое распространение, признания несправедливости существующей системы и морального превосходства новой мало. В эти сервисы должны прийти музыканты и слушатели. Это должно быть массовое движение. А как показывает практика, для большего числа пользователей привычка, удобство и немедленная выгода важнее всех остальных характеристик. Image courtesy of Single Grain музыка применение блокчейна Поделиться: Подписаться Я соглашаюсь с политикой конфиденциальности Подписаться
- 2 Июл, 03:01
Опыт SWIFT и JPMorgan: как блокчейн меняет индустрию финансов
«Многие банковские учреждения начали разрабатывать блокчейны для внутрених систем еще с середины 2017 года. Готовы к использованию они уже были в 2018 году. То есть использование данного метода - это просто финализация всего этого процесса. От этого ...
- 1 Июл, 11:30
Блокчейну прочат большое будущее в индустрии кино
«Я считаю, что за этим большое будущее. Как профинансировать фильм с помощью блокчейна, в общем-то, более-менее понятно. Все упирается в непрозрачный поток денег, который идет из разных источников: международные продажи, кинопоказ, цифровые продажи, ...
- 24 Июн, 15:02
Ставки на будущее: как блокчейн меняет индустрию гемблинга
Популяризация интернета заметно повлияла на индустрию гемблинга: прибыли казино и букмекеров выросли за счет игроков в онлайне. Блокчейн-технологии — новое слово в игорном бизнесе. Многие гемблинг-проекты начали принимать ставки в криптовалютах, но д...